ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ С ПОМОЩЬЮ

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Есть аккаунт? Войдите
Вспомнить пароль

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ

Нет аккаунта? Регистрация

Сообщения Новости Выйти
Обзоры 2 декабря 2016, 19:13

Любовь – прежде всего: в кинотеатре Оскар состоялся допремьерный показ фильма Моя бабушка – Фанни Каплан

462 0


Текст: Марина Гонтарь
Фото:
 Илья Волков

«Истории, связанные с тиранами, всегда интересны. Тем более, — снятые в жанре мелодрамы»

Мирослав Слабошпицкий, кинорежиссер, сценарист, исполнитель роли Дмитрия Ульянова.

 

В советские времена многую информацию от нас умалчивали, скрывали, да и просто уничтожали, чтоб она через время не всплыла компроматом на государственные структуры или кого-то из членов Политбюро. Так случилось и с материалами дела анархистки и революционерки Фанни Каплан, 10 страниц из уголовного дела которой пропали без следа. О том, что таилось на этих страницах, о трогательной первой любви Фанни, которую она пронесла сквозь жизнь и о трагической привязанности к ней брата самого Ленина, постаралась рассказать в своем фильме «Моя бабушка – Фанни Каплан» режиссер Алена Демьяненко, вместе с ансамблем актеров – Екатериной Молчановой, Мирославом Слабошпицким, Ивана Бровина и многих других.

Название фильма Алена Демьяненко объяснила тем, что практически у каждого ребенка в Стране Советов был Дедушка Ленин, что обязывало вступать в пионеры, собирать макулатуру и вообще расти «правильным» советским ребенком. Нестандартность, неординарность и трагичность образа Фанни Каплан, воплощенной на экране Екатериной Молчановой, выглядит как гротеск или протест. И чем дальше нам рассказывают ее душещипательную историю, тем более это заметно. Фанни на экране мы видим еще девочкой, которая поддалась на заманчивую авантюру и предложение, которое поступает от главаря местной банды, Виктора Гарского, и уходит с ним из отчего дома навсегда. Последующие события – трогательная любовь, фальшивые паспорта на имя Фанни Каплан, бурные вечера на квартире и встреча с отцом отдают каким-то фарсом, совершенным неверием в происходящее. Это ощущение объясняется тем, мы привыкли к размеренному ходу жизни, привыкли, что любой поступок ведет за собой следствие, а любой удар – причину. Но углубившись в биографию героини, мы ошеломленно понимаем, что многое было именно таким – стремительным, похожим на фарс, трагикомедию и водевиль. Особенно – ее будни на квартире, где собирались анархисты.

«Постельные, откровенные сцены давались очень тяжело. Представьте себе – вы находитесь в большой киностудии, где все живет своей жизнью и шумит. Вокруг вас – много людей, все они что-то советуют, говорят, спрашивают, поправляют. Кроме того, нужно изображать «hot face» (лицо страсти), делать вид, что тебе хорошо! И если сцена любви, которую мы играли с Мирославом Слабошпицким, прошла более-менее гладко, то аналогичный кадр с Иваном Бровиным, во время которого также должна была взорваться бомба, — шел туго. Это был последний съемочный день, нас специально вызвали для этого на площадку и даже немного поторапливали!»  делилась своими впечатлениями на пресс-конференции после показа, исполнительница главной роли, Катя Молчанова.


И все же, без достойного музыкального сопровождения фильма, все действие было бы неполным – не были бы понятны многие мотивы и поступки героев, не проявилось бы то самое ощущение тревожности, которое передается вместе с переживаниями главной героини. Над саундтреком работали сразу два известных украинских исполнителя – это всеми любимая певица Джамала, гордость страны и победитель «Евровидения – 2016», а также талантливый коллектив VIVIENNE MORT, творчеству которого и принадлежат те самые музыкальные одесские мотивы, которые в фильме олицетворяли или самые веселые, самые живые моменты, или же наоборот – заостряли внимание на нереальности происходящего. 

Кстати, часто во многих байопиках бывает совершенно наоборот – нереальность происходящего выдают многочисленные режиссерские «ляпы», случайное попадание в кадр современных предметов. Этого в истории о Фанни Каплан нет. Здесь все, от спичек в руках комиссаров и царских офицеров, до формы или дамских нарядов, настоящее, пошитое на заказ, найденное в различных музеях, архивах, или же – у родственников и в старых домах. За это Алена Демьяненко особенно благодарила работу бутафоров, стилистов и костюмеров, которые, углубившись в тему фильма и саму историю тех лет, буквально по крупицам смогли воссоздать ту атмосферу. Операторы, кстати, тоже приняли эту эстафету, и смогли с одного утеса создать целый Крым, улочки Киева и Одессы превратить в московские, сибирские и харьковские, а также – нарисовать Кремль, и самое главное, воссоздать его помещения тех лет.

Однако, Фанни Каплан в фильме Демьяненко – это мятежная душа, неприкаянное одиночество в полном смысле этого слова, потерянный ребенок (ведь из дому анархистка ушла еще в совсем юном возрасте) и просто несчастная женщина. Фанни потеряла ребенка от возлюбленного, а также и самого Мику, как его называли в подполье, она потеряла во всех смыслах. Чудом оставшись жить, Мика не предпринимал никаких попыток разыскать свою гражданскую жену, не подавал запросы на каторги и в тюрьмы, а затем и вообще – женился, о чем сообщил Фанни стыдливо и злобно, но самое главное – буквально невзначай. Несмотря на то, что Фанни Каплан долгое время была одним из главных легенд и антагонистов из рассказов, фильмов и повестей времен Октябрьской революции, в этом фильме Каплан показана обычной хрупкой женщиной, на долю которой выпало столько борьбы и лжи.

Гарский – вот кто главный антагонист картины. Ведь именно равнодушные, безучастные люди, способные спокойно смотреть на казни, терпеть притеснения и лишения, совершающие дела лишь ради своей выгоды, и есть самое большое зло в этом мире. Встретившись с Фанни в гостинице, зная, как она его любит и как ждала все это время, Гарский за одну секунду произносит пафосную речь о том, что теперь он – коммунист, и сначала нужно построить новую жизнь, а затем думать о личном. И даже если эти штампованные речи можно приписать к «вехам времен», то вульгарная и фамильярная реплика о том, что Фанни «пахнет конфетками», заставила меня брезгливо поморщиться. Потому что Гарский наверняка знал, что за кусок фиалкового мыла его бывшая жена отдала свою теплую шаль. Окончательно добивает циничный, нарочито отвлеченный разговор о жизни и быте между Гарским, Юровским и следователями в то время, как Каплан прощается с Дмитрием Ульяновым и ее выводят во двор 9-го корпуса Московского Кремля, чтобы выпустить пулю в затылок. Юровский предлагает сделать это Гарскому, но тот лишь отмахивается: «Да что же это такое? Я дома не был трое суток, меня скоро жена перестанет узнавать!». Так что, «Моя бабушка – Фанни Каплан», это не только история о несчастной полуслепой женщине, это также и повесть о трусости, жадности, лицемерии и вранье, которые есть почти в каждом человеке. И которые, к сожалению, стары как мир.

Трогательные отношения с братом самого Ленина – врачом Дмитрием Ульяновым, показаны во всей своей широте. После каторги, полной слепоты, нищеты, Фанни попадает в теплые здания санатория, к бухающему веселому морю, что приветствует ее белой пеной на платье, к заботливой медсестре, что помогает раздеваться и парить ноги, и к Дмитрию Ульянову – заведующему санаторием для бывших политкаторжан. И после всех скитаний и мучений для Фанни наступает пора умиротворения – терпкого вина, теплого моря, и не менее теплых рассказов о детстве Вождя Революции. Это и наводит подозрения на Каплан, хоть при задержании она стояла с саквояжем и зонтиком, а еще – очень плохо видела. Но Дмитрий Ульянов научил ее стрелять по бутылкам, чтобы тренировать зрение, рассказывал о детстве брата и делился с ней сокровенными переживаниями. Поэтому, ни саквояж, ни зонт уже ничем не могли помочь Фанни. Самой пронзительной сценой стали заключающие эту историю эпизоды – свидание Фанни и Дмитрия, когда Дмитрий, несмотря на все обиды и обман, судорожно пытается починить девушке туфлю, а затем, не зная, что с Каплан покончено, никак не может уснуть и все спрашивает с надеждой у Крупской – «мы же поговорим с Володей завтра, правда?»

Долго можно расписывать сюжетные ходы и линии, искать скрытый смысл, аллегорию, параллели. Но факт остается фактом – даже несмотря на некоторую недосказанность фильма, на несвязанность событий, этот фильм определенно должен занять свое место в мире нового украинского кино. Потому что история о Фанни Каплан – это манифест, напоминание о том, что ни одна религия, политика, идеология, убеждения или расовая принадлежность, не стоят и капли человеческой крови.

«В основе фильма не было никакого романа, никаких мемуаров или дневников. Потому что Фанни по причине слепоты не вела дневников. А все материалы о ней были тщательно засекречены, и вероятнее всего – уничтожены. Мы взяли лишь рассекреченные в 1993 году сведения о романе между Каплан и Дмитрием Ульяновым, а также – некоторые факты из ее биографии. К сожалению, из Фанни Каплан сделали настоящего злого гения, о чем свидетельствует фильм Михаила Ромма «Ленин в 1918 году», где Фанни изображена коварной злодейкой. Но мало кто знает, что во время ареста у Фанни Каплан был саквояж, зонт и солнечные очки. И только!» — подводя черту пресс-конференции, рассказала нам режиссер фильма, Алена Демьяненко.

Share

Лучшее за неделю