Сегодня ночью я приходил к тебе,
но тебя не было дома,
и дома твоего не было в городе,
и города не было нигде на земле…
Бесик Харанаули
В кинотеатре «Оскар» 2 марта состоялась громкая премьера фильма «Лев», который стал номинантом «Оскар-2017» в шести номинациях. Премьерный показ фильма посетили многие звезды украинской эстрады, критики, а также пресса. О том, почему же фильм получил название «Лев» и как заслужил номинации на «Оскар» — читайте в нашей статье.
В жизни каждого человека случаются события, которые навсегда остаются в памяти, вызывая ностальгию и воспоминания. Это может быть чувство первой любви, а может быть – страха одиночества, впечатления от большого путешествия или же – горечь большой потери или поражения. Но многое стирается, воспоминания становятся расплывчаты. И только детство – незыблемо. Как руки матери, которые трогают наш лоб, когда мы заболеваем, укрывают одеялом перед сном или обнимают, чтобы защитить и избавить нас от ночного кошмара.
Детство живет в каждом из нас – в каждом запахе и звуке, вырывается наружу в те моменты, когда мы восхищены или счастливы, заставляет нас ходить по бордюрам, скупать мягкие игрушки и варить тот самый какао, который манил нас к себе запахом с кухни по утрам. Детство всегда с нами, пока наша память не изменяет нам. И, кажется, некоторые знакомые уголки, маршруты и приключения, мы запомним навсегда, воссоздавая их раз за разом в своей памяти.
Именно детство сыграло важную роль в жизни Сару – индийца, усыновленного еще мальчиком, австралийской четой Бриерли. Несмотря на сытую и обеспеченную жизнь в спокойной Австралии, среди людей, которые его любят, как родного сына и стараются дать ему все, что могут, Сару то и дело мучают видения, миражи и сны, где он, — маленький и беззащитный малыш, ищет свою семью и никак не может отыскать. Поначалу свои видения Сару принимает за выдумку, однако с каждым разом понимает все яснее: все это было в его жизни. В его первой жизни, где не было компьютеров, удобной кровати, яхты и даже второй пары обуви. Это все было с ним на его родине, в далекой Индии, в регионе, название которого он может припомнить с трудом. И Сару, как истинный восточный человек, поддается зову своей крови, начиная искать свои корни, о которых никогда нельзя забывать.
Раз за разом вспоминая то поля, то какие-то города и электрички, Сару среди сотен миражей выделяет самое главное – родного брата Гару, от которого и убежал в теплый вагон поезда. Позже – невнятные названия станций, полузнакомую речь, а затем и лицо своей матери, собирающей камни в поле. Постепенно Сару вспоминает лица сестры Шакилы, соседей и свой дом. Но дорога, которую он проделал в том теплом поезде, слишком длинна для восприятия маленького Сару. Ситуация усугубляется еще и тем, что Сару – выходец из отдаленного района Индии, Гватасали, где говорят на хинди, а в Калькутте – Западной Бенгалии, куда его привозит поезд, все говорят на бенгальском языке. Эта языковая трагедия стала огромным плюсом для фильма «Лев». Почему?
Потому что авторы сценария решили всю недосказанность выразить в музыке, которую для фильма написали композиторы Фолькер Бертельман и Дастин О’Халлоран. Динамичный, местами зловещий и диссонирующий, саундтрек фильма заслужил номинацию «Оскар-2017», которую, впрочем, не получил. Но, согласитесь, сама по себе номинация для фильма с такой нетипичной для Голливуда историей, — уже неплохо.
Сюжет самого фильма нет смысла рассказывать в деталях. Сценаристы взяли историю жизни самого Сару Бриерли, с которым весь этот ужас произошел по-настоящему. Сару вместе со своим братом Гару имели обыкновение попрошайничать в поездах, работали грузчиками и сборщиками, за что получали небольшую плату. Времена были непростые — 1980-е, когда в Индии, сравнительно недавно получившей независимость, царили беспредел и бандитизм – детей похищали в рабство, людей убивали прямо на улице, возросло число наркоманов и бездомных. Именно поэтому до маленького грязного мальчика никому не было дела. Так Сару приехал в Калькутту, не зная ни слова по-бенгальски, не умея считать, писать и читать. Прожив на улице несколько месяцев, он иногда находил приют у добрых людей, но однажды чуть не попал в рабство, когда «добрые люди» пообещали пристроить его в хорошее место. Сару, доверившись интуиции, сбегает, чуть не тонет в Ганге, и вновь оказывается на улице. В конце концов мальчик попадает в приют, который больше напоминает на тюрьму, а затем, благодаря усилиям психолога из службы опеки, совершает судьбоносный перелет в Австралию, к новым родителям.
Именно там повзрослевшего Сару начинают мучить видения. Вездесущий рок врывается в жизнь парня и буквально подталкивает его к решениям. Сару знакомится с девушкой Люси, которая приводит его в индийскую общину. Там ему помогают разобраться в делениях районов Индии и, расспрашивая о матери, наталкивают на новые воспоминания. В конце концов, Сару обращается за помощью к программе GoogleEarth. Монотонный труд по отслеживанию поездов и проверке железнодорожных линий, осматриванию всех станций с резервуарами воды, а также вычисление скорости поездов дает результат, и в один прекрасный день Сару находит маленький темный закуток на карте, который еле-еле пробивается сквозь пиксели картинки. Это темное пятно и есть его дом.
За всей этой погоней за прошлым Сару не замечает, как делает больно тем, кто стал для него родными людьми. Он, поглощенный виртуальными километрами, не открывает дверь своему приемному отцу и не реагирует на сообщение о том, что его приемной матери стало плохо. Сару обижает свою девушку Люси, которая помогает ему, чем может; разгоняет всех друзей и остается один, буквально упиваясь своим горем.
«Ты не знаешь, каково это – знать, что испытывают твои родные, потеряв тебя» — такую фразу слышит от него Люси. И именно в этот момент возникает противоречивое чувство: кроме щемящей жалости к герою, начинаешь испытывать чувство легкой обиды. Как бы ни было плохо тебе самому, ты не вправе оскорблять и обижать тех, кто рядом с тобой. Каждый человек сражается в собственной внутренней войне, невидимой стороннему наблюдателю.
Мать Люси умерла от рака. При этом девушка ведет себя гораздо мужественнее главного героя фильма. Она лишь слегка пожимает плечами и говорит, что «скучает по ней время от времени». Индийцы из общины, которые также усыновлены, хранят и свои истории нищего детства, от которого они были спасены. И хотя родную мать не заменит никто, нужно относиться с благодарностью и уважением к тем, кто протянул тебе руку помощи, спас тебя от беспросветной нищеты, непосильной работы, подарил будущее. О самом тяжком, самом больном и кровоточащем принято молчать. И лишь Сару кричит о своем горе, проецируя свои чувства на приемных родителей. Придя к своей приемной маме, Сью Бриерли, он рассказывает ей о поисках своей семьи, и ожидает надуманной им самим реакции – скандала, упреков. Но Сью понимает его, как настоящая мать, и благословляет на поиски родных.
Многих интересовал вопрос – причем тут «Лев», почему именно такое название получил фильм, ведь даже книга Сару Бриерли называется иначе – «Долгая дорога домой». «Лев» — это не просто слово, притягивающее к себе зрителя, который любит фильмы не только для «посмотреть», но и для «подумать», лев – это сильная аллегория. Истинной львицей в фильме является Сью Бриерли, которую блестяще сыграла Николь Кидман, получившая номинацию на «Оскар», как лучшая актриса второго плана. Именно она заслонила маленького Сару от всего враждебного мира, и воспитала из него достойного члена социума, а не просто – собирателя камней. Она же и поняла все его поступки, успокаивала и приняла его желание найти родителей. Именно так – ограждая, но не ограничивая, любят своих детенышей львицы. Но при этом, сквозь фильм сквозит основная мысль: где бы ни был лев, он всегда находит дорогу в свой собственный прайд. Так уж устроено природой.
Фильм получился динамичным благодаря музыке, которая многое выразила без слов. Глубокомысленным, благодаря лаконичным диалогам и ярким репликам, которые, как известно, запоминаются лучше, чем наигранные сцены. Зрелищным, благодаря операторской работе Грега Фрейзера, который также получил номинацию на «Оскар-2017». Отдельно нужно отметить игру маленького Санни Павара, с таким талантом сыгравшего маленького Сару. Как все индийские фильмы, «Лев» получился сентиментальным и несколько затянутым, о чем написали критики «Кинопоиска» и Metacritic. Сару на момент поисков семьи было уже 27 — далеко не тот возраст, в котором можно тратить время на бесконечные терзания и рефлексию. Ведь герой является уже взрослым львом, а не слепым котенком.
Премьера фильма сопровождалась ажиотажем в прессе. Так, за первую неделю проката в США «Лев» собрал 30 млн долларов, при бюджете в 12 млн. Неудивительно, что премьера ленты в Украине, которая прошла 2 марта в кинотеатре «Оскар», вызвала такой ажиотаж. Премьеру посетили шоумен и ведущий Анатолий Анатолич, певицы Ассоль и Анна Добрыднева, и многие другие. Показ проходил сразу в нескольких залах кинотеатра, которые были полностью заполнены. Видимо, такая трогательная история оказалась очень уместна весной, в то время года, когда сбываются мечты. Посмотрев ленту, понимаешь одну простую истину: жизнь все расставляет по своим местам, нужно лишь верить в свой путь.
Фотогалерея с кинопремьеры фильма «Лев»
в кинотеатре Оскар
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |